Когда замышлялась программа «Святость материнства», честно вам скажу, я был абсолютно уверен, что успех этой программе обеспечен. Эта уверенность исходила из того, что иначе, в принципе, и быть не могло. Результаты программы сейчас более чем скромные. Но то, что сегодня мы все с вами собрались, означает, что появляется некая площадка, на которой мы можем с вами поделиться опытом и выработать какое-то единое мнение, возможно – для руководства страны. И это здорово.
Владимир Иванович Якунин, председатель попечительского совета Центра национальной славы, сказал очень хорошие слова: «Мы собрались для того, чтобы приумножать жизненные силы государства и общества». И это на самом деле так. В этом году и в прошлом мы посетили десятки регионов, много ездили по стране. К сожалению, сегодня в народе живёт пессимизм, люди находятся в депрессивном состоянии. И сегодня нужно объединяться тем, у кого есть силы. Это делают люди, как правило, близкие к вере либо верующие люди. Я сегодня это увидел по стендам.
Я поделюсь лишь некоторыми главными наблюдениями и выводами, к которым мы пришли за время реализации программы «Святость материнства». И, конечно, поделюсь нашим опытом – уже пять лет мы занимаемся этой программой достаточно плотно.
Сегодня говорилось о том, что человечество построило гедоническую модель, модель потребления. Так живут практически все страны. И в России эта модель взяла верх. По сути, мы, может быть, где-то впереди тех стран, которые выстраивали эту модель давно. Истоки этой модели очень древние. Наверное, можно вспомнить и грех прародителей. Понятно, что эта модель формировалась не последние несколько лет. Может быть, мы её сейчас просто сильно почувствовали. Она формировалась очень долго. И сейчас мы с вами стали заложниками этой ситуации. И эту проблему нам надо решать. Абсолютно очевидно, что у этой модели нет будущего, это путь в никуда, мы сами себя «пожираем».
Я не знаю, кто останется, наверное, только сильные. А сильные сегодня – это люди, живущие без любви. В этой системе ценностей нет места для семьи. Мы видим, что сегодня происходит в семье. Мы видим сегодня некие суррогаты семьи. Мы провели несколько десятков встреч в больших аудиториях с молодёжью по всей стране. Для молодёжи стало нормой сожительство. И они видят в нём форму некоего нового сосуществования, даже брака, как они называют – «гражданского брака», не понимая, что на самом деле к гражданскому браку это не имеет никакого отношения. Сегодня Александр Алексеевич Авдеев сказал: если семья исчезнет, то исчезнет и государство. Эта мысль принадлежит святителю Иоанну Златоусту, который говорил: «Когда разрушатся семьи – падут города и низвергнутся государства». Вот такая простая истина: семья – ячейка общества. Мы её сейчас должны сохранять. Это должно стать для нас действительно главной задачей, которую государство должно решить.
Что же делать? Мы начинаем объединяться. Это, может быть, первый шаг. Потому что ситуация давным-давно перезрела. Сегодня Евгений Леонидович Юрьев, советник президента по социальным вопросам, говорил о том, что власть ждёт от общественников конструктивных предложений. И это сейчас является очень важным для руководителей государства, потому что слишком много лжи, показухи, которая идёт и в регионах, и в Москве. Так мы вряд ли куда-то можем уйти, скорее всего, ситуацию только усугубим.
Потому что демография – как математика: что сегодня заложили, то завтра и получили. И никаких чудес в демографии не происходит. И в ближайшие 15 лет мы будем иметь провал рождаемости, потому что поколение 90-х, репродуктивные возможности которого достаточно низкие, не способно в ближайшие годы дать необходимый коэффициент рождаемости.
Что мы можем предложить? Мы уверены что сегодня в решении демографической программы должны играть роль не экономические механизмы, а прорывные технологии неэкономического характера. Один из таких проектов, который нами реализуется уже три года, мы предлагаем сегодня в Министерство здравоохранения и социального развития для рассмотрения «Взаимодействие Государства, Общества и Церкви»
в качестве национального проекта. Речь идёт о проекте «Ты не одна». За три года реализации этого проекта мы убедились в том, насколько реально просто может если не решиться проблема, то существенно измениться ситуация. Мы даже высчитали себестоимость жизни, стоимость усилий, которые мы тратим на появление этой жизни, – три тысячи рублей. Когда мы начали в Красноярске полномасштабно реализовывать этот проект, во все женские консультации города вошли психологи. Процент спасённых жизней не слишком велик – 12–13 процентов, потому что это тяжёлая работа и требует очень большого внимания и колоссальных усилий. Но сейчас, за полтора года, благодаря этому проекту в Красноярске появилось более 500 детишек. Мы посчитали, что за это время, если бы проект реализовывался на территории всей страны, мы бы спасли 360 тысяч детишек.
У нас 13 января праздник внутри фонда, в этот день родился наш первый ребёнок Глебушка. Это было такое счастье! Мы не могли поверить. Столько усилий, ресурсов мы иногда тратим на разные мероприятия. А тут вроде бы и ресурс был затрачен небольшой, но такая радость и причастность к чему-то необыкновенному, тайному. Мы плакали от радости, когда родился этот ребёнок. Потом второй, третий, четвёртый, сейчас уже каждый день рождается по ребёнку, по два ребёнка, мы ведём даже статистику. Может быть, уже притупились эти чувства. И мы предлагаем этот проект в Министерство здравоохранения. Этот проект вполне оформленный, содержит достаточно подробную информацию о реализации. Я не буду долго останавливаться, но проект удивительный. Он требует тщательного подхода.
Вы знаете, почему он стал возможным? Мы не везде, к великому сожалению, находим поддержку в регионах, несмотря на то что мы приезжаем туда, что нас очень тепло принимают. Но не везде удаётся реализовать этот проект, казалось бы очень простой и замечательный. Всё упирается в деньги. А там деньги смешные на самом деле. Требуется воля. А волю может проявить только тот человек, который очень глубоко понимает, что за этим проектом стоит.
Реализация этого проекта в Красноярске, с которого всё началось, стала возможной благодаря человеческому пониманию и отношению со стороны руководителя здравоохранения города Виктора Васильевича Шевченко и со стороны главного акушера-гинеколога. Часто на них и держится весь проект, и оттачивается он буквально ежедневно.
Конечно, аборты – это некая вершина айсберга, это всего лишь следствие. Причина кроется в другом. Огромное воздействие на причины, которые толкают женщин к абортам, имеет работа средств массовой информации – то информационное пространство, в котором сегодня живут люди в стране.
Тот, кто бывал за границей, я думаю, со мной согласится – там чувствуешь себя по-другому, как будто тебя отпускает грязь. Потом вдруг понимаешь, что ты не слышишь мата. По телевизору ничего не понимаешь, потому что не знаешь языка. Может быть, тем, кто знает английский, сложнее. Я смотрю телевизор и радуюсь, что нет ничего, что могло бы сильно «загрузить», нет насилия над сознанием.
Сегодня средства массовой информации в некоторой степени работают как зеркало современной модели нашего общества. Они говорят, что работают на заказ. Лукавство, конечно. Алексей Ильич Осипов сегодня намекнул на то, что это не совсем именно то зеркало, которое отражает нашу действительность. Наша действительность разная. Если подойти к этому объективно, а точнее, если подойти по-человечески, показать и рассказать о положительных примерах, то у нас с утра до вечера все эфиры были бы заняты только позитивом, а мы бы с вами радовались тому, какие же мы хорошие, сколько у нас есть хорошего. Но этого не делается. Сегодня, может быть, выгодно держать общество в неком таком состоянии, практически полускотском. А ведь это путь в никуда.
Сейчас информационная политика страны медленно, но меняется. Мы сегодня с отцом Максимом Обуховым сожалели о том, что очень медленно. Потому что время нас безжалостно прессует, у нас его не так много. И хочется всё менять как можно быстрее.
Когда мы придумывали проект «СМИ», мы очень хорошо понимали, что на противостоянии с теми же самыми журналистами мы ничего не добьёмся. И вообще, принцип нашей программы был не кого-то воспитывать и в чём-то переубеждать, а собирать единомышленников. Мы не говорим, что мы против абортов, мы говорим: мы за жизнь! И в этом пытаемся убедить ответственных людей. И нам это удаётся делать.
Точно так же мы подошли к журналистскому сообществу. Мы разработали замечательный меморандум о формирование семейных ценностей. Вы понимаете, что меморандум – это документ, который юридически никого ни к чему не обязывает. И обратились по-человечески к тем журналистам, кто ещё способен нас услышать. И для себя открыли очень много интересного.
Во-первых, мы не ожидали, что будет такая положительная реакция со стороны журналистов в регионах. Практически стопроцентная поддержка, за исключением сетевых федеральных каналов, которые нигде не пришли и не подписали меморандум. Они не могли этого сделать, потому что у них есть хозяева, которые сидят в Санкт-Петербурге или в Москве, и они не могут влиять на политику своих хозяев. Но местные журналисты пришли все! И мы узнали ещё одну очень важную вещь. Журналистское сообщество уже само давно недовольно тем, что происходит, особенно на телевидении. Потому что практически всех журналистов «выдавили», заменили шоуменами. В этом есть, конечно, вина и самих журналистов. Тем не менее, мы получили от них абсолютно полную поддержку. Сегодня почти 900 средств массовой информации присоединилось к этому меморандуму. Думаю, что в начале 2011 года эта цифра перевалит за тысячу. Это наш первый тактический шаг. Мы попытались собрать единомышленников, журналистов вокруг ценностей семьи, вокруг будущего. Некоторые думают: ну и что, регионы никак не могут повлиять. Да могут! Ещё как могут! Если один человек не может, то 1000 человек обязательно смогут. Тем более что журналисты – активные люди.
Вторым шагом стало создание в регионах общественных экспертных советов по взаимодействию со средствами массовой информации. Да, я понимаю, что мы идём здесь на какие-то компромиссы. Мы понимаем, что там тоже люди работают и у некоторых, к сожалению, искалечен нравственный, духовный стержень. Некоторые не понимают, что они вообще творят, а если бы понимали, то не делали бы.
Когда мы создаём общественный экспертный совет по взаимодействию со СМИ, то мы создаём эффективный и реальный орган, который начинает вступать в диалог с журналистами или со СМИ, ведущими недобросовестную информационную политику. И работа этих общественных экспертных советов сегодня даёт свои положительные результаты. Вот в Красноярске такой экспертный совет сделал уже достаточно много. Красноярск в этом смысле особенный город, к великому сожалению. Я хочу со стыдом признаться, что Красноярск из всех регионов, которые мы объехали, по пошлости занимает первое место. Идёт бешеная реклама по всем каналам и щитовая реклама «Битвы стриптизёрш». Это запредел какой-то. Общественный экспертный совет сейчас активно включился в работу, и у нас уже есть первая положительная реакция, мы знаем, что губернатор об этом слышал. Мы сейчас созываем очередной общественный экспертный совет вместе с Общественной палатой и депутатами. Нам удастся, я в этом уверен, прикрыть эту лавочку разврата.
Хорошо, что общественный экспертный совет вообще есть, потому что, если бы его не было, вряд ли бы кто-то что-то сделал. Если по всей стране мы создадим такие советы (в некоторых регионах, таких как Белгородская область, делать им почти нечего), если нас поддержат здесь, мы, вполне возможно, в краткосрочной перспективе создадим общественный экспертный совет по телевидению здесь, в Москве. Это будет уже совсем другое дело. Мы будем здесь решать серьёзные вопросы, к нам прислушаются. Есть такие люди, мы же видим. Советник президента к нам обращается.
Я знаю Юрьева, замечательный человек, отец шестерых детей. Сегодня мы сидим и пассивно смотрим, как уничтожают наших детей. Я хочу сказать, что всё в наших руках. И мы уверены в этом.
О двух главных проектах я рассказал. У нас есть ещё замечательный волонтёрский проект, и конкурсы, и ещё кое-что.
Сегодня я услышал замечательную фразу от уважаемого мной Анатолия Ивановича Антонова, ведущего демографа страны, чьи предупреждения и аналитика всегда сбывались. Я спросил его: «Ну что, Анатолий Иванович, совсем всё плохо?» Он говорит: «Ещё есть шанс, всё в наших руках». Давайте не терять этого шанса и все дружно исправлять ситуацию.Согласны ли вы с мнением, что пропаганда потребительства и вседозволенности в СМИ представляет угрозу обществу?
совета программы